Уважаемые выпускники, учитывая, что в сети Интернет размещено очень много материалов, самые важные для вас здесь:
Требования к сочинению
1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5.Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)
8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.
9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.
10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250слов. Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
3. Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5.Структура сочинения:
-во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
-второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
-вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)
8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.
9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.
10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250слов. Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
работа над ошибками
(переходов от одной части к
другой)
Выражение личной
позиции
Варианты «МОСТИКОВ»
(переходов от одной части к
другой)
От выделения в сочинении только трёх
абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в
среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема.
Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым
главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль
может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с
другой.
Но и абзацы необходимо связывать между
собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.
Тип мостика
|
Его
характеристика
|
Примеры
|
1.
Риторический
вопрос
|
Вопрос
как бы возникает в сознании и читателя, и автора
|
«Чему
же посвящён рассказ А.М.Горького?»
«Как
поступает наш герой?»
«Может
писатель не прав?»
|
2.
Прямая
связь
|
Автор
работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях
|
«Рассмотрим
теперь…»
«Проанализируем
этот рассказ…»
«Ещё
хочу сказать, что…»
|
3.
Переход-
соединение
|
Абзацы
соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…
|
«Это
качество проявляется также в том…»
«Следующая
черта, которую необходимо отметить…»
«Писатель
всегда внимательно относится и к портрету героев..»
|
4.
Переход- противопоставление
|
Противопоставление
происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…
|
«Совсем
иные взгляды свойственны…»
«Для
Булгакова же эта мысль неприемлема»
«Другие
методы использует Толстой»
|
5.
Внутренняя связь
|
Отсутствуют
видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только
при внимательном чтении текста, анализе смысла
|
«Сколько
препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень
много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет,
если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.
Герою
романа Н.Островского
пришлось
побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде,
узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями.
Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»
|
Однообразие переходов лишает работу
живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении
мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.
Выражение личной
позиции
Одно из условий хорошего
сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного
произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что
любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…
Личностная позиция проявляется не
в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти
обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна
проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и
примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное
отношение к чему-либо, можно увидеть личность.
Интересно читать такие работы, в
которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей,
предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на
продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит
В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает
автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и
в школьном сочинении по литературе.
Предвосхищение
|
|||
непонимания
|
неправильного
хода мысли
|
вопроса
|
опережения
в ходе мысли
|
-
Вряд ли следует удивляться тому, что…
-
Почему, однако, нельзя воспользоваться
|
-
Даже если считать... одним из…, то и в этом случае..
-
Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…
- В
литературе уже было обращено внимание на …но...
|
-
Может возникнуть вопрос...
- Возникает вопрос:…
-
Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому…
-
Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…
|
-
Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне…
-
Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…
|
-
Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать,
будто...
-
Оговоримся сразу: ошибки здесь нет…
-
Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой
стороны, было бы не меньшей ошибкой…
-
Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник…
-
Но здесь всё гораздо сложнее
|
-
Логично ли…?
-
Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…
|
-
Разумеется, такой подход вполне допускает…
- Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается
сейчас…
-
Об экономии и говорить не приходится…
-
Конечно… претерпят изменения.
-
Разумеется, предварительно потребуется…
|
Одним
из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является
введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей,
переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.
Теперь
о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные
вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу
воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда
доказывается живее, эмоциональнее.
Неповторимость
работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут
включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами,
выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять
самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим
отступлением, конечно же, должна присутствовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий