Доброта и жестокость


Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


Готовимся к этому направлению, читая эти произведения (эпизоды из них):

1. Отношение к животным:

    
3. Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" Эпизод читать  и   скачать

4. Б. Васильев "Великолепная шестерка" ( детях, которые убили лошадей) скачать

5. Гавриил Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо" (скачать эпизод о милосердии людей, которое она проявили по отношению к умирающему Биму)
    
6. Н.С. Лесков "Очарованный странник" 
(эпизод "как Иван Флягин отрубил хозяйской кошке хвост за то, что та съела голубят"

пизод "Как Иван Флягин коня объезжал" о грани между профессионализмом и жестокостью человека) Очень интересный отрывок!

"Зверь"  скачать

7. В. Дегтев "Разумные существе" (рассказ о том, как мальчик с отцом спасали дельфиненка"

8. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание " (эпизод "Сон Раскольникова")


2. Отношение к природе:

Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" (эпизод об уничтожении муравейника читать  и скачать   эпизод (как Егор Полушкин привез из Москвы лебедей) читать и скачать (этот же эпизод подойдет к (человек-человек)


3. Отношение к детям, старикам, больным, раненым, пленным:

Лев Кассиль "Рассказ об отсутствующем" (как немцы застрелили ребенка, 3 страницы) скачать

В. Кондратьев "Сашка" читать ( как русский солдат не смог убить пленного немца) скачать эпизод о милосердии русского солдата (6 листов)

Н. Лесков "Тупейный художник" (скачать рассказ 12 страниц)

Н. Лесков "Очарованный странник" (эпизод "Иван и Груша", где Иван по просьбе Груши сталкивает ее с обрыва)

Н.Лесков "Дурачок" читать и скачать

Н. Лесков "Человек на часах" ( читать и скачать рассказ о доброте солдата и жестокости начальства по отношению к его поступку)


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (эпизод Азамат, Казбич, Печорин)

А.С. Пушкин "Капитанская дочка" (глава "Приступ" о жестокости и милосердии Пугачева)

В. Дегтев "Крест" ( о жестокости  доброте людей в одном рассказе, верности собаки) 3 страницы




М. Шолохов "Тихий Дон" (эпизод "Старая женщина и сумасшедший красноармеец  "
(убийство пленных) т.4, гл. 3

Эпизод "Расправа над отрядом Подтелкова(конец 2 книги) О жестокости казаков"

Эпизод "Расстрел казаков, смерть МиронаКоршунова (кн.3, гл.23)"

Эпизод "как мать Григория простила Мишку Кошевого"

Эпизод "Проклятие Натальей мужа Григория" и эпизод "Смерть Натальи"

Эпизод "Расправа жителей хутораТатарского над пленными коммунистами.
Убийство Дарьей Ивана Алексеевича. Кн 3, гл 56


Рассказ «Судьба человека» М. Шолохов (убийство Соколовым предателя, врач)

М. Горький "Старуха Изергиль" (легенда о Данко) Легенда о Ларре (читать)

А. Платонов "Юшка"  "Третий сын

В. Борзенко "Пасха" (как распяли 2 русских солдат)

А. Качалов "Роковая встреча"

Б. Екимов "Ночь исцеления"

О. Генри  читать   "Из любви к искусству"


Аспекты направления:
1.      Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
2.      Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
3.      Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
4.      Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
5.      Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
6.      Истинная и ложная доброта. Доброта и жестокость на войне.
7.      Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения

ДОБРОТА Определение:
1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
2. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
Качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.
Противоположность Д. — злобность.
В обыденном сознании под Д. подразумеваются такие качества личности, как мягкость, предупредительность, заботливость, способность к сочувствию, без к-рых Д. немыслима.
Однако такое понимание Д. является ограниченным, поскольку включает и любые конформистские (см. Конформизм), соглашательские, попустительские действия.
Подлинная Д. является принципиальной и вдохновляется заботой не только о благополучии др. человека, но и о его моральном совершенстве и достоинстве.
 Свойство человека быть добрым, не столько отдельная добродетель, сколько сочетание в одном человеке нескольких разных и взаимодополняющих добродетелей: щедрости, мягкости, сострадания, благожелательности, иногда и любви.
То, что такие люди существуют, хоть они и редки, и не вполне совершенны, – такая же непреложная, подтвержденная опытом истина, как и то, что существуют негодяи. Различия между теми и другими уже достаточно, чтобы наполнить смыслом, пусть и относительным, мораль и оправдать ее существование.
Можно добавить, что любовь без доброты – например, вожделение или ревность – перестает быть добродетелью, тогда как доброта без любви (как стремление делать добро тем, кто тебе безразличен, и даже тем, кого ненавидишь) остается доброй.
Это ставит любовь на надлежащее место, которое бывает первым только в сочетании с добротой.
Синонимический ряд: добросердечие, сердечность, душевность, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, кротость, гуманность, ласка, мягкость, бескорыстие, альтруизм, доброжелательность.

Какая бывает доброта? (определения): Безграничная, безмерная, беспредельная, исключительная, необыкновенная, поразительная, удивительная
Устойчивые выражения и словоупотребление: Неподдельная доброта души, доброта сердца, сердечная доброта, по доброте душевной, пользоваться добротой, воспитывать в себе доброту, доброта души

ЖЕСТОКОСТЬ Определение:
1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие. 
 Жестокость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим людям и животным, в безразличии к их страдании, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь.
Жестоким по характеру называют человека, который не только проявляет жестокость, но и наслаждаются страданиями других.
Понятие жестокости неотделимо от понятий мораль и нравственность, так как в мире животных целенаправленной, осознанной жестокости нет.
Жестокость также может проявляться в излишней прямолинейности, неоправданности и упрямстве, открытом недружелюбии, злой насмешливости, коварстве, в гневе. Всему этому нередко сопутствует раздражительность и нетерпимость к ошибкам и слабостям других.
Крайние формы жестокости – садизм и мазохизм. В отдельных ситуациях жестокость может проявляться как сила воли, целеустремленность и принципиальность. Чаще же жестокость становится средством проявления бескомпромиссности, авторитарности и прямого диктата.
Но в любых формах жестокость разрушительна, а потому по сути безнравственна, питающаяся и, свою очередь, подпитывающая бездуховность личности.
Синонимический ряд: антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность, бесчеловечность, варварство, жестокосердие, живодерство, зверство, злобность, изуверство, кровожадность, лютость, неистовство, садизм, свирепость.
Какой может быть жестокость (определения): беспощадная, бесчеловечная, безмерная, варварская, звериная, излишняя, изуверская, крайняя, невероятная, необыкновенная, неслыханная, нечеловеческая, чудовищная, мстительная
Устойчивые выражения и словоупотребление: Прославиться жестокостью, расправляться с жестокостью, проявлять жестокость, возмущать своей жестокостью, славиться жестокостью, оправдывать жестокость, упрекать в жестокости, смягчать жестокость, порождать жестокость, проявить жестокость, отличаться жестокостью, детская жестокость, оправданная жестокость.


Аргументы по направлению «Доброта и жестокость» из интернета:

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения. 

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

 В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем. 

Н.В.Гоголь «Шинель» 

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого. 

Н.С.Лесков «Дурачок» 
Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни. 

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

"Тихий Дон" М. Шолохов
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
«Чучело» В.К. Железников
«Не стреляйте в белых лебедей» Б.Л. Васильев
«Война и мир» Л.Н. Толстой
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
«Станционный смотритель» А.С. Пушкин
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
«Бедная Лиза» А.Н. Карамзин
«Матренин двор» А.И. Солженицын
«Портрет Дориана Грея» О. Уайльд
«Старуха Изергиль» М. Горький
 «Очарованный странник» Н.С. Лесков
«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстой
«Сашка» В.Л. Кондратьев
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь

«Юшка» А.П. Платонов
 «Великолепная шестерка» Б.Л. Васильев
«Человек в футляре» А.П. Чехов
«Неизвестный цветок» А.П. Платонов
«Все лето в один день» Р. Брэдбери «
Соловей и роза» О. Уайльд
 «Хлеб для собаки» В.Ф. Тендряков
«Кусака» Леонид Андреев
«Изумруд» А.И. Куприн
«Каштанка»  А.П. Чехов
«Канатоходец» М. Гелприн
«Размазня» А.П. Чехов
«В аптеке» А.П. Чехов
«Тоска» А.П. Чехов
«Дороги, которые мы выбираем» О. Генри
 «Телеграмма» К.Г. Паустовский

Аргументы из интернета

М. А. Шолохов. «Тихий Дон» (внимание! Здесь отвратительная фактическая ошибка!)

Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги дочь друга Катерину.? Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Катериной Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.
Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, ненамеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью.

И. А. Гончаров. «Обломов»

Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – человек безынициативный и ленивый, зато искренний и добрый. За эти качества Обломова любит и ценит его друг Штольц. Каждая встреча с Ильей Ильичом для него как отдушина. Своей добротой Обломов привлекает и Ольгу. Он некрасив и некрасноречив, но открыт и простодушен, чем и покоряет сердце красавицы. Илья Ильич доверчив, никогда ни в чем не ищет выгоды, покорно принимает удары судьбы. Даже узнав, что Ольга вышла замуж за Штольца, искренне радуется за друга и бывшую возлюбленную. На примере Обломова автор демонстрирует, что искренняя доброта всегда бескорыстна и оценивается людьми по достоинству.
Добрым человеком в романе И. А. Гончарова «Обломов» предстает перед нами Андрей Штольц. Он без поддержки отца добился высокого положения в обществе и благодаря уму и расчетливости нажил собственный капитал. Но борьба за место под солнцем не сделала его жестоким человеком. Он был добр со своим другом-неудачником Обломовым, поддерживал его в трудных жизненных обстоятельствах, несколько раз отваживал от него жаждущих наживы мошенников, а когда Илья Ильич умер, взял на воспитание его сына. За добро Штольц был вознагражден счастливой семейной жизнью с Ольгой Ильинской.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Главный герой повести Тарас Бульба воспитывает своих двух сыновей истинными казаками: смелыми и отважными. После учебы в Киеве отправляет их в Сечь закалить характер. Но казаки как раз сражений ни с кем не ведут, что Тараса не устраивает, поэтому он смещает кошевого и отправляет войско вместе с сыновьями на поляков. Из-за жестокости Бульбы кровопролитные битвы уносят жизни сотни людей, жители осаженного города Дубно умирают от голода. Поэтому читатель не проявляет доброты и сострадания к старику, когда он лишается своих обоих сыновей. (я с этим не согласна!)
Примером доброты в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» выступает Андрий, младший сын казака Тараса Бульбы. В войне с поляками решено было взять измором Дубно. Казаки окружили город в блокадное кольцо, чтобы препятствовать доступу провизии. Ночью к Андрию пробирается служанка панночки, которую он случайно повстречал в Киеве, и передает послание с просьбой дать немного еды для умирающей матери. Андрий проявил доброту и решил лично отнести мешок с хлебом голодающим, ведь, по его мнению, женщины и дети не должны страдать от войны. Андрий - предатель!

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Пример истинной доброты – героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку свою горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Доброта свойственна Петру Гриневу из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в пургу, он встречается с незнакомцем, которому безвозмездно отдает свой заячий тулупч. Иногда Гриневу приходится проявлять жестокость, например, по отношению к Савельевичу в споре за долг Зурину. Но после он смягчается и просит прощение за вспыльчивость. (здесь логическая ошибка)_В ответ Савельевич также проявляет доброту и в свое время уговаривает палачей не казнить Гринева. По мнению Пушкина, добро порождает добро.
Жестоким человеком в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показан Емельян Пугачев. Бунтовщик нещадно расправляется с семейством Мироновых и другими обитателями крепости, наносит увечья башкирцу, отрезав язык, нос и уши. (Внимание! Фактическая ошибка) Но не лишен разбойник и проявления доброты. Он щадит Гринева, помня былое великодушие офицера, а также по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена Швабрина. Таким образом, ответная доброта возможна даже в суровых условиях войны.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Эгоистом и жестоким человеком предстает перед читателем главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» офицер царской армии Григорий Печорин. Ради забавы доводит мечтательного молодого юнкера Грушницкого до отчаяния и на дуэли убивает его. Не жалеет он и красавицу Бэлу. Из-за Григория были убиты ее отец и брат (Азамат убит?), а после и ее настигла смерть от руки Казбича, желающего отомстить Печорину. Героем двигают лишь собственные прихоти. Такое поведение по отношению к другим несправедливо и жестоко.
Проявление доброты в Печорине замечаем лишь изредка. Например, ему жаль слепого мальчика, а, увидев горюющую старуху, он первым кидается на преступника, зарубившего ее сына Вулича, и, рискуя жизнью, связывает злодея. Если бы Григорий чаще проявлял сочувствие к людям, то мог бы стать истинным героем своего времени.

Н. В. Гоголь «Шинель»

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» показана жестокость общества, в котором мнение о человеке складывается по его внешнему виду, чину, размеру оклада. Доброго и безобидного Акакия Акакиевича не ценят на службе и часто смеются над ним за прохудившуюся шинель, которую он носит. Но сам Башмачкин любит свою работу. Он даже на дом берет переписывать документы с удовольствием. А когда за кровно скопленные гроши приобретает новую шинель, на него начинают смотреть по-другому, даже приглашают на именины. Но в жестоком мире нет справедливости: грабители отбирают у Акакия Акакиевича шинель, и он снова становится предметом насмешек. Получается, доброму и не способному на злодеяния человеку нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствие истинных ценностей.

Н. С. Лесков «Дурачок»

Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться. Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям. Это образец истиной добродетели, к которому должен стремиться каждый.


Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-dobrota-i-zhestokost/argumentyi-po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost.html



Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-dobrota-i-zhestokost/argumentyi-po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost.html



Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Аспекты направления:
1.      Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
2.      Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
3.      Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
4.      Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
5.      Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
6.      Истинная и ложная доброта. Доброта и жестокость на войне.
7.      Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения

ДОБРОТА Определение:
1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
2. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
Качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.
Противоположность Д. — злобность.
В обыденном сознании под Д. подразумеваются такие качества личности, как мягкость, предупредительность, заботливость, способность к сочувствию, без к-рых Д. немыслима.
Однако такое понимание Д. является ограниченным, поскольку включает и любые конформистские (см. Конформизм), соглашательские, попустительские действия.
Подлинная Д. является принципиальной и вдохновляется заботой не только о благополучии др. человека, но и о его моральном совершенстве и достоинстве.
 Свойство человека быть добрым, не столько отдельная добродетель, сколько сочетание в одном человеке нескольких разных и взаимодополняющих добродетелей: щедрости, мягкости, сострадания, благожелательности, иногда и любви.
То, что такие люди существуют, хоть они и редки, и не вполне совершенны, – такая же непреложная, подтвержденная опытом истина, как и то, что существуют негодяи. Различия между теми и другими уже достаточно, чтобы наполнить смыслом, пусть и относительным, мораль и оправдать ее существование.
Можно добавить, что любовь без доброты – например, вожделение или ревность – перестает быть добродетелью, тогда как доброта без любви (как стремление делать добро тем, кто тебе безразличен, и даже тем, кого ненавидишь) остается доброй.
Это ставит любовь на надлежащее место, которое бывает первым только в сочетании с добротой.
Синонимический ряд: добросердечие, сердечность, душевность, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, кротость, гуманность, ласка, мягкость, бескорыстие, альтруизм, доброжелательность.

Какая бывает доброта? (определения): Безграничная, безмерная, беспредельная, исключительная, необыкновенная, поразительная, удивительная
Устойчивые выражения и словоупотребление: Неподдельная доброта души, доброта сердца, сердечная доброта, по доброте душевной, пользоваться добротой, воспитывать в себе доброту, доброта души

ЖЕСТОКОСТЬ Определение:
1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие. 
 Жестокость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим людям и животным, в безразличии к их страдании, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь.
Жестоким по характеру называют человека, который не только проявляет жестокость, но и наслаждаются страданиями других.
Понятие жестокости неотделимо от понятий мораль и нравственность, так как в мире животных целенаправленной, осознанной жестокости нет.
Жестокость также может проявляться в излишней прямолинейности, неоправданности и упрямстве, открытом недружелюбии, злой насмешливости, коварстве, в гневе. Всему этому нередко сопутствует раздражительность и нетерпимость к ошибкам и слабостям других.
Крайние формы жестокости – садизм и мазохизм. В отдельных ситуациях жестокость может проявляться как сила воли, целеустремленность и принципиальность. Чаще же жестокость становится средством проявления бескомпромиссности, авторитарности и прямого диктата.
Но в любых формах жестокость разрушительна, а потому по сути безнравственна, питающаяся и, свою очередь, подпитывающая бездуховность личности.
Синонимический ряд: антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность, бесчеловечность, варварство, жестокосердие, живодерство, зверство, злобность, изуверство, кровожадность, лютость, неистовство, садизм, свирепость.
Какой может быть жестокость (определения): беспощадная, бесчеловечная, безмерная, варварская, звериная, излишняя, изуверская, крайняя, невероятная, необыкновенная, неслыханная, нечеловеческая, чудовищная, мстительная
Устойчивые выражения и словоупотребление: Прославиться жестокостью, расправляться с жестокостью, проявлять жестокость, возмущать своей жестокостью, славиться жестокостью, оправдывать жестокость, упрекать в жестокости, смягчать жестокость, порождать жестокость, проявить жестокость, отличаться жестокостью, детская жестокость, оправданная жестокость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий