понедельник, 3 сентября 2018 г.

Мечта и рельность

Мечта и реальность

МЕЧТА 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений. М. всей жизни. 
3. Что-либо нереальное, неосуществимое, недосягаемое.
4. Процесс создания в воображении представлений о чём-л. желаемом, предполагаемом или несуществующем, фантастическом. 
 5. О чем-л. являющемся пределом желаний (употребляется как высшая оценка чего-л.).

МЕЧТА – созданный воображением образ чего-либо ценностно-важного и желанного, однако в данный момент недоступного. В психологии М. часто толкуется как разновидность воображения, обращенная к сфере желаемого отдаленного будущего. Категория мечта тесно связана с категориями «воображение, желание и ценность». От категории «цель» мечту отличает отрыв от реальности: объектом мечты может быть, в принципе, недоступный предмет желания, недостижимость которого осознается мечтающим и который, в силу этого, не является ориентиром человеческой деятельности. От таких понятий, как «желание» или «потребность», мечту отличает, во-первых, обязательное участие воображения в создании образа желаемого и, во-вторых, высокая ценность желаемого. Понятие «мечта», как правило, применяется по отношению к наиболее ценным для данного человека или сообщества объектам желания, в силу чего это понятие становится близким к понятию идеала. 

Важнейшим характерным свойством мечты является недостижимость желаемого в данный момент, а иногда и вообще. Именно эта особенность делает это слово синонимичным таким словам, как бредни, греза, видение, привидение. Недостижимость мечты побуждает широко использовать в рекламе и пропаганде такие выражения, как «реализация мечты», «сбывшаяся мечта» и т.д., которые по своей сути парадоксальны. 

Высокая ценность мечты позволяет использовать ее как меру индивидуального или коллективного мировоззрения: по мечте можно судить об индивиде или сообществе, поскольку в М. воплощаются их жизненные ценности. Это свойство мечты порождает стереотипные представления о мечте, свойственные разным сообществам: «американская мечта» - о быстром материальном преуспевании, «русская мечта» о чуде и т.д. 

Воплощение стереотипных мечтаний в произведениях литературы приводит к созданию жанра утопии, а также обращенной к будущему научной фантастики. Отсутствие мечты, неспособность мечтать, как правило, ассоциируется с практицизмом, сильной стороной которого является хорошее, хотя и поверхностное, знание окружающей действительности, а слабой стороной — отсутствие способности ставить долгосрочные цели. 

Традиционно мечту считают важнейшим фактором мотивации познавательной и творческой активности. В этой связи М. рассматривается как первая стадия цикла человеческой деятельности, завершающей стадией которого должно стать научное открытие, деловое предприятие и т.д. 

В то же время М. может играть роль психологического инструмента бегства от действительности. Таким образом, в зависимости от волевых свойств личности, одна и та же М. может играть как мобилизующую, так и демобилизующую функцию. 

Cинонимический ряд: мечтание, желание, бредни, греза, дума, видение, иллюзия, самообман, утопия, фантазия, химера, воздушный замок, игра воображения, сон, бред, несбыточное желание, цель, потребность. 

Устойчивые выражения и словоупотребление: лелеять мечту, мечта исполнилась, мечта осуществилась, мечты сбываются, осуществить мечту, витать в облаках, предаваться мечтам, голубая мечта, заветная мечта, мечта идиота, несбыточная мечта, мечтать не вредно, мечтать не мог, мечтать не приходится, воплотить мечту, тешить себя мечтами, реализовать мечту. 

Какой бывает мечта: (определения приводятся в именительном падеже) несбыточная, недостижимая, давнишняя, заветная, воплощённая, сокровенная, недосягаемая вожделенная, давняя, извечная, вековая, юношеская, потаённая невозможная, призрачная, сладостная, затаённая, хрустальная, дерзкая, голубая, смелая мальчишеская, всегдашняя, американская, многовековая, романтическая, детская, страстная девичья, крылатая, наивная, тайная, заманчивая, возвышенная, сладкая, розовая, безумная, безнадёжная, бесплодная, фантастическая, желанная, праздная, смутная, пламенная, светлая далёкая, поэтическая, грандиозная, прекрасная, сказочная, многолетняя, глупая, разбитая, великая, туманная, пустая, вечная, главная, единственная, золотая, чудесная, благородная любимая, имперская, древняя, красивая, творческая, общая, настоящая, народная, волшебная, великолепная, постоянная, мужская, человеческая, прежняя, всеобщая, большая, любая собственная, старая, странная, русская, яркая, дорогая, женская, чужая, очередная, новая, высокая, приятная, последняя, другая, личная, вторая, первая, чистая, хорошая, маленькая. 

 РЕАЛЬНОСТЬ 
1. Материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). 
2. Данность, не зависимая от субъекта, его мышления и познания. 
3. Существующее в действительности положение дел.
4. Осуществимость, выполнимость ч.-л. 

Синонимический ряд: действительность, сущность, явь, факт, существенность, настоящее, результативность, осуществимость, жизнь, действенность, невыдуманность, фактичность, практичность, объективность. 

Словоупотребление и устойчивые выражения: отражать реальность, соответствовать реальности, абсолютная реальность, потерять чувство реальности, виртуальная реальность, воплотить в реальность.

Темы сочинений

1.   Почему важно мечтать?
2. Куда приводят мечты?
3. В чем разница между мечтой и фантазией?
4. Согласны ли Вы со словами К.Г. Паустовского: «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего»?
5. Как зарождается мечта?
6. Согласны ли Вы со словами Д. Митчелла: «Намного легче похоронить действительность, чем избавиться от грёз».
7. Что происходит при столкновении мечты с реальностью?
8. Как мечта влияет на человека?
9. Можно ли судить о человеке по его мечте?
10. Может ли реальность разрушить мечту?
11. Как вы понимаете слова С.Т. Конёнкова: «Мечта всегда крылата — она обгоняет время»? Какие мечты можно назвать «недостижимыми»?
12. Что означает словосочетание «великая мечта»?
13. Согласны ли Вы со словами С. Лукьяненко: «Может, это и к лучшему, что мы так быстро забываем детские мечты. Иначе не все нашли бы в себе силы жить»?
14. Чем отличается великая мечта от мелкой?
15. В чем разница между мечтой и целью?
16. Согласны ли вы с утверждением Гюго: «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям»?
17. Как связаны понятия «мечта» и «желание»?
18. Какова роль мечты в жизни человека?
19. Образ мечтателя в русской литературе?
20. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Мечтам и годам нет возврата».
21. Всегда ли мечта становится реальностью?
22. Что означает словосочетание «витать в облаках»?
23. Мечтают ли реалисты?
24. Какого человека можно назвать «мечтателем»?
25. Может ли реальность порождать мечту?
26. Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
27. Как мечты меняют мир науки, искусства?
28. Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?
29. Для чего нужны мечты?
30. Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?
31. О чем мечтают герои русской литературы?
32. Образ мечтателя в творчестве Достоевского.
33. Столкновение мечты и действительности в пьесе Горького «На дне»?
34. Согласны ли Вы со словами Бальзака: «Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком»?
35. Почему людей привлекает «виртуальная реальность»?
36. В чем разница между мечтателями и реалистами?
37. Кого можно назвать обывателем?
38. Как вы понимаете устойчивое словосочетание «голубая мечта»?
39. Стоит ли человеку мечтать о неосуществимом?
40. Что значит «жить в мире грез»?
41. Как Вы думаете, почему, по мнению Джерома «величайшим гениям человечества никогда не удавалось воплотить в действительность свои идеалы»?
42. Чем опасен отрыв от реальности?
43. Как наличие/отсутствие мечты влияет на человека?
44. Мечта как ориентир человеческой деятельности.
45. Как мечты ребенка отличаются от мечты взрослого?
46. Согласны ли Вы с Писаревым в том, что «гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь»?
47. Как меняются ли мечты с возрастом?
48. Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?
49. Почему для многих взрослых слово «мечтательность» обладает негативным оттенком?
50. Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?
51. Может ли осуществление мечты принести разочарование?
52. Может ли целеустремленный человек мечтать?
53. Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
54. Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
55. Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?
56. Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
57. Влияют ли детские мечты на выбор профессии?
58. Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
59. Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
60. Согласны ли Вы с высказыванием В.Я. Брюсова: «Вечен только мир мечты»
61. Как вы понимаете слова Торо: «Мечты - это краеугольные камни нашего характера»
62. Как вы понимаете слова Бисмарка: «Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются»?
63. Согласны ли Вы, что «будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты»?
64. Согласны ли Вы с высказыванием А. Гумбольдта: «В горе, в несчастии утешают себя мечтами»?
65. Возможна ли гармония между мечтой и реальностью?
66. Раскройте содержание высказывания: «Воздушные замки рушатся от взгляда в упор».
67. Согласны ли Вы с высказыванием: «Реальность подобна погоде – никто не может ее изменить, кроме нее самой».
68. Что происходит с человеком, разучившимся мечтать?
69. Раскройте содержание высказывания: «Все мы мечтаем о каком-то волшебном саде роз, который находится за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые цветут прямо за нашим окном».
70. Согласны ли Вы со словами: «Мечты выгодно отличаются от реальности роскошью невоплощения»?
71. Согласны ли Вы с утверждением Ж. Верна: «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь»
72. Согласны ли Вы, что все мечты «рассыпаются в прах, соприкоснувшись с действительностью»?
73. Можно ли пойти на компромисс, когда дело касается твоей мечты?
74. В чем причины того, что не все мечты осуществляются?
75. Кто такие «маниловы»?
76. Как Вы понимаете слова: «Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность»?
77. Раскройте смысл высказывания Б.Шоу: «Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась».
78. Нужно ли трудиться для осуществления своей мечты?
79. Согласны ли Вы с К. Льюисом: «Во всяком человеческом деле есть переход от мечтаний к действительности»?
80. Можно ли утверждать, что «легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются»?
81. Как вы понимаете высказывание: «Лучше воевать за исполнение своей мечты и в войне этой проиграть несколько сражений, чем быть разгромленным и при этом даже не знать, за что же ты сражался»?
82. В чем разница между «мечтателем» и тем, кто «витает в облаках»?
83. Согласны ли Вы с утверждением Моэма: «Мечты — не уход от действительности, а средство приблизиться к ней»?
84. Согласны ли Вы с тем, что «мечты, которые сбываются, — не мечты, а планы».
85. Согласны ли Вы с тем, что «опасно не отличать ту действительность, в которой мы живем, от той, в которой мыслим»?
86. Согласны ли Вы с тем, что стоит бояться не мечты, а тех, кто не мечтает?
87. Как Вы понимаете слова В.Гюго: «Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь»?
88. Раскройте смысл высказывания: «Рыбе, живущей в аквариуме, снится океан».
89. Часть нас вырастает, но так и не перестает верить в прекрасные сказки, независимо от того, насколько жестока и мрачна действительность. Поразмышляйте над этим словами.
90. Согласны ли Вы, что действительность порой «творит настоящие чудеса» (В. Гюго)
91. Как Вы понимаете смысл высказывания Э. Хайне: «Человек должен мечтать, иначе он утратит разум»?
92. Может ли разбитая мечта сделать человека несчастным?
93. Согласны ли Вы с Писаревым в том, что «шутить с мечтой» опасны?
94. Что значит «принести мечту в жертву» чему-либо?
95. Может ли человек разучиться мечтать?
96. Как Вы понимаете высказывание А. де Сент-Экзюпери: «Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути».
97. Верно ли утверждение, что «мечты сближают людей»?
98. Каких людей называют «донкихотами»?
99. Согласны ли Вы с утверждением: «Только у людей действия больше иллюзий, чем у мечтателей. Они не представляют себе, ни почему они что-то делают, ни что из этого выйдет»
100. Почему важно иметь мечту в жизни?
101. Как мечта помогает человеку преодолеть трудности?
102. В чем разница, по-вашему, между мечтой и целью?
103. Согласны ли вы с утверждением Эммы Голдман: «Когда мы больше не можем мечтать, мы умираем»?
104. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям»?
105. Всегда ли возможно претворить мечту в реальность?






Комментариев нет:

Отправить комментарий